Победители Берлинского кинофестиваля


 

Церемонию награждения победителей Берлинского фестиваля 2012 года можно смело описать как «раздали призы». Берлинале-2012 выдался ровным и пресным.

Председатель жюри Майк Ли проявил чудеса изобретательности, чтобы зритель не ушел на ретроспективу работ Герхарда Рихтера или спектакли Михаэля Тальхаймера, которые проходят в Берлине в это же время.

«Золотой медведь» достался фильму итальянских режиссеров-братьев Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь дожжен умереть». Совершенно не новый сюжет – подготовка тюремного спектакля не стал событием в кинематографе, но отлично показаны характерные герои – убийца, осужденные пожизненно, наркоторговцы и мафиози. Всё обычно… Но большое «но» — все актеры действительно осужденные римской тюрьмы.

«Серебряный медведь» за режиссуру оказался у автора второго фаворита конкурса — ленты «Барбара» Кристиана Петцольда.

Актеры: Миккель Бо Фельсгаард (Дания, роль в фильме «Королевское дело») и конголезка Рейчел Мванза (канадский фильм «Мятежница»).

Видео. Трейлер фильма «Цезарь должен умереть» (Caesar Must Die — Cesare deve morire | trailer (2012) Berlinale 2012 Best Picture)

Справка: Берлинский международный кинофестиваль (нем. Internationale Filmfestspiele Berlin, Берлинале) — ежегодный международный кинофестиваль, проводится с 1951 года в Германии. Основной приз — «Золотой медведь» (медведь — геральдический символ Берлина). Проводится ежегодно в феврале (но до 1978 года проводился летом), год проведения первого фестиваля — 1951.

В отличие от Каннского кинофестиваля, Берлинале ориентирован на прогрессивный геополитический кинематограф. Жюри уделяет особое внимание тому, чтобы в фестивальной программе были представлены фильмы со всего мира, в том числе фильмы стран бывшего «Восточного Блока».

Премьеры проходят во дворце Берлинале. Директор фестиваля — Дитер Косслик.

Фестиваль проводится с 1951 года. Его учредителями стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин. В первый год существования этого кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, а в 1952—1955 гг. проводились опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись по категориям «лучший мюзикл», «лучшая драма», «лучший приключенческий фильм» и «лучшая комедия».

С 1956 года решение о присуждении наград принимает международное жюри. Главным призом фестиваля является «Золотой медведь», присуждаемый за лучший фильм. «Серебряный медведь» присуждается в следующих номинациях: лучший режиссёр, лучший актёр, лучшая актриса, лучшая музыка и приз за выдающиеся достижения в области искусства. Премией Альфреда Бауэра отмечаются картины, «открывающие новые пути в киноискусстве». На «Берлинале-2006» впервые был вручен приз за лучший фильм-дебют.

В 1956 году «Берлинале» получил официальный статус международного кинофестиваля. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях.

В рамках Берлинского киносмотра, помимо конкурсной программы, работают секции «Международный форум молодого кино», «Панорама», фестиваль фильмов для детей, а также европейский кинорынок. В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, режиссёров французской «новой волны» — Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели в разные годы большой успех на Берлинском кинофестивале.

До 1975 года российское кино не было представлено на фестивале. Первой картиной, показанной в Берлине, был фильм Сергея Соловьёва «Сто дней после детства» (Соловьев получил приз за лучшую режиссуру). Дважды фильмы отечественных режиссеров получали Золотые награды: в 1977 году это была кинокартина «Восхождение» Ларисы Шепитько, а в 1987 году — «Тема» Глеба Панфилова. В разные годы отечественные фильмы были отмечены призами за режиссуру, за художественный вклад, премией Альфреда Бауэра, а также специальными премиями. Так, в 1986 году Георгий Шенгелая получил приз за лучшую режиссуру («Путешествие молодого композитора»), в 1988 году специальной премией отмечен фильм Александра Аскольдова «Комиссар» (снят в 1967 г.), в 1989 году премию А.Бауэра получил режиссёр Вадим Абдрашитов за фильм «Слуга». Приз «Серебряный медведь» в 1991 году получил режиссер Виктор Аристов. В 2003 году режиссёр Александр Сокуров был награжден премией за творческий вклад в утверждение идеалов гуманизма.

Призами «Серебряный Медведь» (номинации «Лучший актёр» и «Лучшая актриса») были удостоены: Анатолий Солоницын (1981, «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»), Евгения Глушенко (1983, «Влюблён по собственному желанию»), Инна Чурикова (1984, «Военно-полевой роман»), Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин (2010, «Как я провёл этим летом»).

Как правило, на «Берлинале» показывают около 350 фильмов, а посещают этот киносмотр порядка 150 тысяч зрителей. В 2006 году международное жюри возглавила английская актриса Шарлотта Рэмплинг, фестиваль завершился 19 февраля.

Главные призы Берлинале

«Золотой медведь» — главный приз

«Серебряный медведь» — гран-при жюри

«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру

«Серебряный медведь» лучшей актрисе

«Серебряный медведь» лучшему актёру

«Серебряный медведь» за выдающийся вклад в искусство

«Серебряный медведь» за лучшую музыку к фильму

«Тедди»

Премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве)

Приз за «Лучший дебют» (с 2006 года)

Призы независимых жюри

Приз экуменического жюри

Приз ФИПРЕССИ

Другие награды

Бронзовый медведь

Голубой ангел

Лучшая работа художника

Лучший сценарий

Особая премия

Особая премия жюри

Особые упоминания жюри

Почетный серебряный приз

Премия за персональное достижение

Премия иностранных делегаций

Приз за карьеру

Приз за персональное достижение

Приз за сценарий

Приз за сценарий и работу с актерами

Приз за творчество

Приз за художественное достоинство

Приз за художественный вклад

Прошлые награды

Специальная золотая премия дирекции фестиваля

Специальная премия жюри

Специальная премия за творчество

Съемочная группа

Юбилейный приз 30-го фестиваля (1980 год)

Советские и российские фильмы

За время функционирования Берлинале в рамках основной конкурсной программы этого фестиваля демонстрировались следующие советские и российские фильмы:

в 1975 «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва («Серебряный медведь» за лучшую режиссуру)

в 1977 «Восхождение» Ларисы Шепитько («Золотой медведь», Приз Международной федерации кинопрессы, Премия Международного католического киноцентра)

в 1981 «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Александра Зархи («Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль Анатолию Солоницыну, совместно с Джеком Леммоном, актёром фильма «Чествование»)

в 1982 «Мужики!» Искры Бабич (Почётное упоминание жюри, совместно с Сидни Поллаком, режиссёром фильма «Без злого умысла», и Дональдом Кромби, режиссёром фильма «Уничтожение улицы Ангелов»)

в 1983 «Влюблён по собственному желанию» Сергея Микаэляна («Серебряный медведь» за лучшую женскую роль Евгении Глушенко)

в 1984 «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского («Серебряный медведь» за лучшую женскую роль Инне Чуриковой)

в 1985 «Потомок Белого Барса» Толомуша Океева («Серебряный медведь» за выдающийся вклад в искусство)

в 1986 «Путешествие молодого композитора» Георгия Шенгелая («Серебряный медведь» за лучшую режиссуру)

в 1987 «Тема» Глеба Панфилова («Золотой медведь», Приз Международной федерации кинопрессы) и «Скорбное бесчувствие» Александра Сокурова

в 1988 «Комиссар» Александра Аскольдова (Специальный приз жюри «Серебряный медведь», Приз Международной федерации кинопрессы, Премия Международного католического киноцентра)

в 1989 «Слуга» Вадима Абдрашитова (Премия Альфреда Бауэра)

в 1990 «Астенический синдром» Киры Муратовой (Специальный приз жюри «Серебряный медведь») и «Караул» Александра Рогожкина (Приз Международной федерации кинопрессы, Премия Альфреда Бауэра)

в 1991 «Сатана» Виктора Аристова (Специальный приз жюри «Серебряный медведь», совместно с Марко Беллоккио, режиссёром фильма «Осуждение»)

в 1992 «Бесконечность» Марленa Хуциевa (Премия Альфреда Бауэра)

в 1994 «Год собаки» Семёна Ароновича (Специальный приз жюри «Серебряный медведь»)

в 1997 «Три истории» Киры Муратовой (совместное российско-украинское производство)

в 1998 «Страна глухих» Валерия Тодоровского

в 1999 году за короткометражный фильм «Подвиги Геракла» Сергей Овчаров получил Гран-При «Золотой медведь».

в 2000 «Русский бунт» Александра Прошкина

в 2005 «Солнце» Александра Сокурова

в 2010 «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского («Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису, «Серебряный медведь» за выдающийся вклад в искусство кинооператору Павлу Костомарову)

Фото: berlinale.de

 

Добавить комментарий