Архитектура в древнерусской миниатюре


Древнерусские иллюстрированные рукописи XVI—XVII веков являются интереснейшим источником изучения истории зодчества средневековой Руси. Архитектурные сооружения за время своего существования достраивались и перестраивались, поэтому сейчас мы их видим зачастую в искаженном виде. Большинство же из них вообще не дошло до нас. Особенно это относится к деревянным зданиям, которые более чем каменные подвержены разрушениям от времени и от пожаров. Поэтому миниатюры рукописей, сохранившие для нас облик ранней архитектуры, имеют большую познавательную ценность.

Книжная миниатюра интересна еще тем, что в ней показаны здания и в процессе их строительства, и в законченном виде, и даже с интерьерами. Причем, если в XVI—XVII веках интерьер представлен очень редко, то в XVIII веке он получил большое распространение.

Архитектура встречается как в рукописях светского, так и церковного содержания. К первой категории относятся, например, лицевые, то есть иллюстрированные летописи. В середине XVI века по инициативе Ивана Грозного и митрополита Макария в Москве создается грандиозное по своим размерам и замыслу литературно-историческое произведение, известное в настоящее время как Лицевой летописный свод, события в котором доведены до 1567 года (свод состоит из 10 томов, в которых насчитывается свыше 16 000 миниатюр). Одна из основных его задач — доказать преемственность политической и церковной власти на Руси от Византии. Как и во всех рукописях XVI века в Лицевом летописном своде миниатюры, иллюстрирующие текст летописи, дополняют рассказ, делая его более выразительным.

В рукописях этого времени преобладали условные изображения архитектурных форм. Это выражалось в частности в том, что городские стены и здания воспроизводились художником или сверху и сбоку, или в фас и сверху, а наиболее важные части, которые художник считал необходимым выделить, выносились вперед: если это церковь, то обычно на передний план выдвигался центральный купол. Но когда речь заходила о вновь построенных или о наиболее почитаемых конкретных зданиях, имеющих большое значение, миниатюрист стремился к точному изображению. В этом случае он запечатлевал черты, принадлежащие данному сооружению. В тех томах Лицевого свода, которые отражают современные художнику события, чувствуется доскональное знание мастером индивидуальных особенностей построек. Например, Покровский собор показан в первоначальном виде, с его многокупольностью, открытыми галереями, подклетом. Миниатюры одного из 3-х томов Лицевого летописного свода, хранящегося в Государственном Историческом музее, представлены в нашей подборке.

Интереснейшие сведения по истории архитектуры содержатся в литературно-исторических рукописях церковного характера, так называемой агиографической литературе. Это — жизнеописания основателей больших монастырей, известных церковных деятелей, подвижников, особо почитаемых на Руси. Житийные повести носят нравоучительно-назидательный характер. В XVI—XVII веках агиографическая литература была популярным чтением на Руси. В это время большое распространение получают иллюстрированные жития, из них особенно интересны северные, текст и миниатюры которых богаты бытовыми подробностями.

К такого рода литературным памятникам относятся «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» (XVI в.) и «Житие Антония Сийского» (XVII в.). В них повествуется об основателях двух известных монастырей русского Севера — Соловецкого и Сийского. Миниатюры этих рукописей — нарядные, красочные, изысканные — выдающиеся творения древнерусских мастеров книжного дела. Иллюстрируя и украшая эти рукописи, художники употребляли золото, что было характерным лишь для торжественных, роскошных рукописей, которые делались обычно на заказ.

Наряду с житийными повестями, посвященными одному человеку, существовали сборники, составленные из разных житий. Представляет большой интерес иллюстрированный рукописный сборник XVII века, составленный из житий основателей нескольких северорусских монастырей. Изображенные в них монастыри, со всеми их постройками, сыгравшие значительную роль в освоении русского Севера, до настоящего времени не сохранились. Об архитектуре мы можем судить лишь по миниатюрам этой рукописи. Они не столь праздничны и нарядны, как в двух предыдущих: здесь нет золота, и чувствуется, что миниатюры выполнены провинциальным мастером. Но в этом сборнике гораздо полнее представлена деревянная архитектура, не только церковная, но и гражданская. Так, например, на одной из миниатюр художник изобразил целую деревню, расположенную вблизи монастыря, с деревянными двухэтажными домами, типичными для северных районов России.

В XVII веке в русской живописи и в книжной миниатюре на смену условному приходит более реальное изображение людей и окружающей их среды, возрастает интерес к передаче черт, почерпнутых непосредственно из жизни. Художники-миниатюристы все чаще прибегают к передаче внутреннего убранства зданий.

Примером нового направления в книжной иллюстрации может служить рукопись XVII века «Житие Симона Устюжского». В ней всего лишь одна миниатюра, на которой изображен Симон Устюжский на фоне архитектурных зданий, очевидно, основанного им монастыря. Фигура святого дана в традиционной манере — статичная, с удлиненными пропорциями тела. Архитектурные же сооружения переданы с большой достоверностью, выполнены очень жизненно, на высоком художественном уровне.

Ведущими видами русского искусства XVII века были архитектура (в связи со строительными работами в Петербурге) и живопись. В народе большой популярностью пользовалась гравюра. С западноевропейской гравюрой на Руси были знакомы еще в XVI веке. В конце XVII века Петр I пригласил в Россию двух иностранных мастеров гравировального дела, и в XVIII веке в России уже работали их русские ученики. Раскрашенные гравюры, получившие название «лубочных картинок», со сценами из русской жизни, зачастую сатирического характера, своей простотой и безыскусностью легко доходили до массового зрителя. Правительство, начиная с Петра I, придавало большое значение этому виду изобразительного искусства, потому что оно было призвано не только развлекать, но и пропагандировать мероприятия государства.

Миниатюра рукописных книг XVIII века по своему назначению и манере приближается к этим лубочным картинкам. По сравнению же с книжной миниатюрой XVI—XVII веков она в значительной мере потеряла изящество форм, гармонию красок, тщательность рисунка.

В 1742 году Петр Крекшин, современник Петра I, сочинил историю жизни и деятельности Петра I для императрицы Елизаветы Петровны. В 1780-х годах был сделан иллюстрированный список (то есть рукописное повторение) этого произведения, который в настоящее время хранится в Историческом музее. Миниатюры этой рукописи, яркие, красочные, выполнены в манере, близкой лубку. В них, как и в других рукописях XVIII века, чувствуется знание художником окружающей жизни, что проявляется в изображении одежды, предметов быта, архитектуры.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. Миниатюра из «Жития Зосимы и Савватия Соловецких» XVII века. Бумага, темпера. Собрание Вахрамеева, № 71, л. 1. Государственный Исторический музей. Соловецкий монастырь, основанный в XV веке на берегу Белого моря, был одним из богатейших землевладельцев Севера. На миниатюре монастырский комплекс изображен в виде плана. Довольно точно переданы основные постройки монастыря, окруженного каменной стеной. В верхней и нижней частях миниатюры, вне стен монастыря запечатлены жилые двухэтажные дома и плывущие суда, принадлежавшие монастырю. Миниатюр подобного рода в рукописях XVI века не существовало.

БЕЛОЗЕРСКИЙ СКИТ. Миниатюра из «Сборника» XVII века. Бумага, темпера. Собрание Уварова, № 107, л. 64. Государственный Исторический музей. На миниатюре художник изобразил окруженный деревнями Белозерский скит Нила Сорского — известного политического и церковного деятеля конца XV — начала XVI века. Скит представляет собой комплекс деревянных сооружений, обнесенных деревянной же стеной. Жилые дома, расположенные около скита, воссозданы художником необычайно достоверно, со знанием дела. Дома двухэтажные, с высоко прорезанными окнами, что характерно для русского Севера. На первом этаже находились помещения для скота, вторые этажи отводились под жилье.

ВОЛОГОДСКИЙ КОМЕЛЬСКИИ МОНАСТЫРЬ. Миниатюра из «Сборника» XVIII века. Бумага, темпера. Собрание Уварова, № 107, л. 63. Государственный Исторический музей. Миниатюра трехсюжетна. На ней отражена история строительства вологодского Комельского монастыря. Вверху виден небольшой деревянный дом, рядом воздвигается часовня. Именно с этого, как правило, начинали свое существование русские монастыри. Внизу — тот же самый монастырь, но в более позднее время: уже построен большой каменный собор, колокольня и деревянные жилые помещения. В третьей части миниатюры художник показал повседневную монастырскую жизнь.

ИНТЕРЬЕР XVIII ВЕКА. Миниатюра из «Сборника повестей» XVIII века. Бумага, темпера. Собрание Вахрамеева, № 406, л. 117. Государственный Исторический музей. В миниатюре показан обеденный зал в доме знатного русского человека. Это просторное помещение с дощатым потолком и отштукатуренными стенами без росписи. Верхняя часть стен украшена ступенчатым карнизом. Прямоугольные окна с декоративной решеткой и резными фигурными навершиями придают помещению нарядность и торжественность. Вход в зал прикрывается тяжелой дверью с ручкой-кольцом. Пирующие сидят на деревянных резных креслах за столом, уставленным чашами, кубками, разной другой посудой. В верхней части миниатюры просвечивают буквы с обратной стороны бумаги.

ТРАПЕЗА. Миниатюра из «Сборника» XVIII века. Бумага, акварель. Собрание Музейное, № 122, л. 98 об. Государственный Исторический музей. Художник изобразил двух людей, готовящихся совершить трапезу. Хорошо передан внутренний вид жилого помещения и детали обстановки. Очевидно, это летнее помещение для приготовления пищи. Оно не имеет окон и дверей, отгорожено от улицы невысокой стеной с колоннами. В котле варится пища. На столе и на полках стоит посуда: тарелки, кувшин, кумган. Миниатюра выполнена в малиновых тонах, характерных для поздних рукописей.

ВОЛОГОДСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИИ МОНАСТЫРЬ. Миниатюра из «Сборника» XVII века. Бумага, темпера. Собрание Уварова, № 107, л. 224. Государственный Исторический музей. Художник запечатлел монастырский ансамбль, состоящий из церковных деревянных построек распространенного в то время шатрового стиля.

СИМОН УСТЮЖСКИЙ. РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОСТРОЙКИ XVII ВЕКА. Миниатюра из «Жития Симона Устюжского» XVII века. Бумага, темпера. Собрание Синодальное, № 406, л. 1 об. Государственный Исторический музей. Миниатюра необычайно интересна реалистичностью изображения. В ней дано несколько видов строений. Каменная церковь с выступающей апсидой, покрытая двускатной крышей, увенчанной небольшой главкой. Ниже — деревянная церковь с тремя апсидами, с крыльцом, увенчанным шатром, и со звонницей. Еще ниже — три жилых деревянных дома, и в правом нижнем углу миниатюры, под дубом — жилой дом северного образца.

СТРОИТЕЛЬСТВО ДЕРЕВЯННОЙ ЦЕРКВИ. Миниатюра из «Жития Зосимы и Савватия Соловецких» XVII века. Бумага, темпера. Собрание Вахрамеева, № 71, л. 50. Государственный Исторический музей. На переднем плане запечатлено возведение деревянного сруба церкви, на заднем — каменные постройки. В правом углу, внизу, строители-монахи разжигают костер для того, чтобы дым отгонял комаров.

ЗВОННИЦА. Миниатюра из «Жития Антония Сийского» 1648 года. Бумага, темпера. Собрание Щукина, № 750, л. 269. Государственный Исторический музей. Миниатюра очень интересна изображением звонницы, состоящей из трех ярусов и увенчанной шатровой башенкой с маленькой главкой. С XVII века вместо звонниц стали строить колокольни. В настоящее время сохранились лишь каменные звонницы, а деревянные мы можем видеть лишь на миниатюрах рукописных книг.

МОНАСТЫРСКИЙ АНСАМБЛЬ XVII ВЕКА. Миниатюра из «Жития Антония Сийского» 1648 года. Бумага, темпера. Собрание Щукина, № 750, л. 168 об. Государственный Исторический музей. Антониево-Сийский монастырь, основанный в конце XVI — начале XVII века, представлял собой огромный монастырский комплекс, состоящий из ряда жилых и хозяйственных построек, центрального каменного собора, небольшой церкви, звонницы. Монастырь был красиво расположен в излучине реки Сии, впадающей в озеро Святое, поэтому на миниатюре он изображен окруженным водой.

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО. Миниатюра из «Жития Антония Сийского» 1648 года. Бумага, темпера. Собрание Щукина, № 750, л. 168 об. Государственный Исторический музей. На миниатюре изображена многоярусная деревянная церковь, состоящая из трех уменьшающихся в своих размерах срубов, поставленных друг на друга. Такого рода архитектурных сооружений XVI века до настоящего времени не сохранилось.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРОВСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века. Бумага, темпера. Собрание Синодальное, № 962, л. 180. Государственный Исторический музей. Покровский собор (храм Василия Блаженного) представляет собой в настоящее время уникальное кирпичное сооружение, состоящее из девяти отдельных, изолированных друг от друга башен-церквей, поставленных на общий подклет. На этой миниатюре изображен момент закладки собора. Сначала было заложено единое основание, служащее как бы пьедесталом всему памятнику, а затем уже достраивались башни церкви. Собор строился с 1555 по 1561 год известными русскими строителями Постником и Бармой. Миниатюра представляет большой интерес тем, что в ней показан процесс строительных работ в Древней Руси.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ XVI ВЕКА. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века. Бумага, темпера. Собрание Синодальное, № 962, л. 166. Государственный Исторический музей. Изображение схематично, но дает общее представление о зданиях Московского Кремля. Отчетливо виден пятиглавый Успенский собор; слева сгруппированы каменные с черепичными крышами гражданские постройки. Кремль обнесен кирпичной стеной. Художник изобразил три башни: Беклемишевскую, Тайницкую и Спасскую. На миниатюре отсутствует так хорошо знакомая всем колокольня Ивана Великого, потому что она была построена позже. На переднем плане показана закладка Покровского собора (храма Василия Блаженного).

БАНЯ. Миниатюра из «Сборника повестей» XVIII века. Бумага, темпера. Собрание Вахрамеева, № 406, л. 82. Государственный Исторический музей. В миниатюре запечатлена русская баня. Она представляет собой бревенчатую постройку, покрытую дощатой крышей. Внутри бани видна печь, сложенная из кирпича, и парилка, пол которой выложен камнем. Вода в баню подается при помощи системы желобов и «журавля» с деревянной бадьей. Это одно из лучших изображений русской бани XVIII века.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ XVIII ВЕКА. Миниатюра из книги П. Крекшина «Житие Петра I» XVIII века. Бумага, темпера. Собрание Барятинского, № 55, л. 93. Государственный Исторический музей. Миниатюра передает тесный комплекс кремлевских зданий. Слева — гражданские постройки, справа — группа церквей, где условно можно определить центральный Успенский собор и безусловно — знаменитую трехъярусную колокольню Ивана Великого, построенную в 1600 году при Борисе Годунове. Обращает на себя внимание ров, который проходил между реками Москвой и Неглинкой. Ныне не существует ни этого моста, ни рва. На Спасской башне, от которой идет мост, изображены в виде круга часы, сделанные Христианом Головеем в 1626 году. Часы имели неподвижную стрелку, вокруг которой вращался циферблат. Работали часы только в дневное время.

ГОРОД. Миниатюра из «Жития Нифонта» XVIII века. Бумага, акварель. Собрание Музейное, № 2034, л. 43 об. Государственный Исторический музей. На листе изображена часть города на фоне холмистой местности. На переднем плане запечатлен трехглавый крестово-купольный собор, украшенный белыми колоннами и кокошниками. Рядом с собором — колокольня, левее — одноглавая многоярусная церковь. На заднем плане расположены гражданские постройки европейского образца — одноэтажные и двухэтажные каменные дома и башни, украшенные флажками.

 


Текст: © М. Черниловская. Фото: © изд. «Изобразительное искусство», М., 1981.

 

Добавить комментарий